Орден Картезианцев. Об Ордене.

Орден картезианцев
 

Прошлое и настоящее

Картезианская духовность

Как стать картезианцем: стадии формации

Отцы и Братья

 Монахи-Отцы

 Монахи-Братья

Жизнь в молитве

Ликер «Шартрёз»


Прошлое и настоящее

Святой Бруно
Статуя св. Бруно работы Козимо Фанзаго

Святой Бруно Кельнский
Основатель Картезианского ордена Святой Бруно родился в Кельне около 1030 года. Еще юношей он оставил отечество и отбыл во Францию для обучения в одном из центров тогдашней европейской науки — прославленной Реймсской школе.

Примерно в возрасте двадцати пяти лет Бруно получил докторскую степень, был рукоположен в священники, стал каноником Кафедрального Собора, а через год — ректором университета. Исполняя свой пастырский долг и долг ученого, Бруно был искренним сторонником Клюнийской церковной реформы, выразителем идей которой стал Папа св. Григорий VII.

Основные пункты этой реформы были направлены на искоренение пороков, угнездившихся к тому времени в монастырях, а именно — утверждение сурового монашеского Правила, в основу которого ложились аскеза и послушание, запрет симонии, введение обязательного целибата для священников, провозглашение независимости монастырей в частности и всей Церкви в целом от каких бы то ни было светских властителей.В борьбе за реализацию этой реформы святой Бруно даже добился смещения архиепископа реймсского, противившегося идеям клюнийцев. Случилось это так.

В 1075 Бруно был назначен канцлером Реймсского диоцеза, во главе которого стоял друг Бруно — епископ Жерве. Однако вскоре на смену набожному Жерве пришел жестокий и надменный аристократ Манасия Гурней. Бруно не нашел общего языка с этим явно случайным на епископской кафедре человеком. Считая его образ правления неприемлемым, Бруно инициировал собор в Отоне (Autun), который объявил Гурнея низложенным. Епископ ответил жестокими преследованиями, и Бруно был вынужден покинуть пределы Реймса. Но в 1080 году, устрашенный разразившимся бунтом горожан, Манасия бежал к императору Генриху IV, ярому противнику Папы Григория VII, и будущий святой смог вернуться в родной город.

Между тем Бруно все больше и больше тяготился жизнью в миру. Его душа склонялась к уединенной жизни, целиком посвященной одному лишь Богу.

Епископская кафедра Реймса была предложена Бруно, однако он отказался и с двумя спутниками — Раулем и  Фульцием, тоже канониками — покинул Реймс, чтобы посвятить себя монашеской жизни.

Сначала они обратили свои стопы к обители Саше-Фонтен подле Молезма. Наместником здесь был будущий святой Робер. Позже, в 1098 году, в этом монастыре зародился Орден цистерцианцев. Но, пробыв короткое время в обители, Бруно понял, что не к этому призывает его Господь.

В 1084 он с шестью спутниками — Ландином, Стефаном из Бурга и Стефаном из Дие, каноником св. Руфуса, с Гуго Капеланом и двумя мирянами — Андре и Гвереном — направляется к епископу Гренобля  — будущему святому Гуго Шатонефскому. Епископ радушно принимает странников и, узнав об  их  намерении посвятить свои жизни отшельничеству и  служению Богу, отдает им землю подле местечка Шартреза. Именно здесь Бруно со спутниками основывает монастырь, получивший название Великая Шартреза.

Спустя шесть лет уединенной жизни, посвященной молитве и медитации, Бруно был приглашен в Рим своим бывшим учеником — папой Урбаном II, предложившим ему пост своего личного советника.

Но Бруно выдержал лишь год жизни в Риме и в 1091 году, получив папское благословение, удалился на юг Италии, в Калабрию, где основал новый монастырь.Здесь 6 октября 1101 года он и закончил свой земной путь.

Один из товарищей св. Бруно по калабрийской обители вспоминал:«Есть много поводов для похвалы Бруно, но превыше всего вот что: он был человеком в высшей степени уравновешенным и умеренным, это отличало его от всех. Его лицо всегда выражало радость, а язык его был крайне сдержан. Он вел за собой с властностью отца и нежностью матери. Нет такого человека, кто мог бы упрекнуть его в гордости, напротив — он был кроток, как агнец».

Бруно Кельнский причтен к лику святых Папой Григорием XV в 1623 г.

День памяти св. Бруно — 6 октября.

Хроника Картезианского ордена
1084 — Святой Бруно Кельнский с шестью товарищами в местечке Шартрез подле Гренобля во французских Альпах основывает первый монастырь, названный по месту расположения — Великая Шартреза.

1090 — Папа римский Урбан II призывает св. Бруно в Рим на должность личного советника.

Около года спустя св. Бруно испрашивает и получает папское благословение удалиться из Рима для жизни в уединении и основывает второй монастырь — в Калабрии (Италия).

1101 — кончина св. Бруно.

1122—1127 — Гвиго, пятый приор монастыря в Шартрезе создает Правила (Consuetudines) общины, которые становятся Уставом всех монастырей, принимающих обычаи, данные св. Бруно.

1132 — первый монастырь — Великая Шартреза — разрушен при сходе снежной лавины. Гвиго восстанавливает обитель на прежнем месте.

1141 — впервые созывается Генеральный капитул — высший орган власти в Картезианском ордене.

Во времена Французской революции 1789—1794 Орден запрещен новыми правителями Франции. Мученическую кончину от рук заблудших безбожников принял 51 картезианец. Но в 1816 период гонений милостью Божьей закончился, и в Великой Шартрезе вновь поселились отцы и братья картезианцы.

Великая Шартреза — Мать всех монастырей ордена
Великая Шартреза - Мать всех монастырей Ордена

Орден сегодня
Картезианский орден (Ordo Cartusiensis, OCart) — самое закрытое монашеское братство в Римско-Католической Церкви. Вдали от мира, скрытые от глаз любопытных, монахи-картезианцы живут по суровому Правилу (Уставу Ордена), написанному почти девятьсот лет назад. На сегодняшний день Картезианский Орден насчитывает по всему миру около 400 картезианцев и картезианок, населяющих 23 монастыря во Франции, Испании, Италии, Англии, Аргентине, Бразилии, Германии, Португалии, Словении, Соединенных Штатах Америки, Швейцарии и Южной Корее.

Структура Ордена
Высшая власть в Картезианском ордене принадлежит Генеральному Капитулу, который созывается каждые два года в Великой Шартрезе — «Матери и Источнике Ордена». Генеральный Капитул обеспечивает единство Ордена, состоящего из отдельных обителей — т.н. Шартез. Во время Капитула Дефинитории — восемь монахов, избранные приорами Шартрез, — формируют исполнительную ветвь власти, а «Пленарная Ассамблея» являет собой ветвь исполнительную.

Между Генеральными Капитулами Орден возглавляет Генеральный Министр Ордена — Приор Великой Шартрезы с титулованием «Преподобный Отец», которому помогает Совет.

В настоящее время Приором Великой Шартрезы является 72-й преемник Св. Бруно — Преподобный Отец Дом Марселин (Marcellin Theeuwes), во святом Крещении — Жак. Дом Марселин родился 12 мая 1936 года. В Картезианский Орден поступил 7 декабря 1961 года, перейдя из Ордена Цистерцианцев. Окончательные обеты принес 8 декабря 1966 года. На протяжении многих лет исполнял различные ответственные должности в Ордене.
С 1997 года Дом Марселин несет крест Приора Великой Шартрезы и Генерального Министра Картезианского ордена.

Приор Великой Шартрезы Преподобный Отец Дом Марселин
Генеральный Министр Ордена Дом Марселин

Последний важный элемент в картезианской системе управления — институт Визитаторов. Раз в два года каждую обитель посещают с инспекцией два Отца-Визитатора, обычно — приоры других обителей.

Приоры монастырей избираются Капитулами насельников самих монастырей.

Сестры-картезианки управляются отдельным Генеральным капитулом, в котором участвует Генеральный Министр Ордена и Отцы-Визитаторы, инспектирующие Церковные учреждения Ордена.

Девиз Ордена — Stat crux dum volvitur orbis (Крест стоит, пока вращается мир).

Герб Ордена — шар, увенчанный крестом, над которым расположены семь звезд, символизирующие св. Бруно и шестерых его спутников. Предание гласит, что незадолго до их прихода в окрестности Гренобля местный епископ св. Гуго увидел во сне семь звезд. Шар в гербе символизирует мироздание.

Официальный сайт Орденаwww.chartreux.org

Картезианская духовность

 

Выйди и стань на горе пред лицем Господним,
и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер,
раздирающий горы и сокрушающий скалы
пред Господом, но не в ветре Господь;
после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
после землетрясения огонь, но не в огне Господь;
после огня веяние тихого ветра, [и там Господь].

3 Цар., 19:11-12

Община отшельников
Святой Бруно и шесть его спутников в поисках отшельничества шли за светом духовным, идущим с Востока. Они двигались по следам монахов-отшельников первых веков Христианства, всю свою жизнь посвящавших безмолвному уединению и духу бедности.

Отцы, стоявшие при основании Ордена, по милости Божьей, сподобились объединить отшельническую жизнь с ежедневной совместной литургией, уединение с духом братства, найти равновесие между затворничеством и общинностью.

Основу картезианской духовности составляют полный уход от мира, созерцательная жизнь в великом, почти вечном безмолвии, уединение, суровый асктизм и постоянное молитвенное служение.

Орден Картезианцев

Цель
Картезианский орден был учрежден ради прославления Бога, искания Его и воссоединения с Ним. Такова общая цель жизни всех Христиан. Особенность Ордена в том, что у его членов нет других целей. Весь их жизненный уклад подчинен этой одной единственной цели, дабы они могли «усердно искать, скоро найти и обрести Господа Бога», придя таким образом «к совершенной любви» (Правила). Поэтому картезианец отрекается от всего, что не ведет его к этой единственной, главной цели.

Уединение
«Наше общество, в сущности, учреждено ради созерцательной жизни, поэтому должно добросовестно соблюдать изоляцию от внешнего мира. Мы освобождены от обычных священнических обязанностей — даже если бы требовалось апостольское служение — для того, чтобы совершать нашу собственную миссию в мистическом теле Христовом» (Правила).

Молитва
Картезианцы не пользуются какими-то специфическими молитвенными практиками, памятуя о том, что единственным путем к Отцу является Его Сын. Созерцательная жизнь не интересуется деятельностью самого человека, она обращена к тому, какое действие производит в этом человеке Господь Бог. Миссия картезианцев — очищение помыслов от всего, что не Бог, «отворение дверей и окон души Богу» (Правила), полное поручение себя Его любви, какие бы формы она не обретала.

Орден Картезианцев
Монах-картезианец в келье

Свобода
Духовная свобода — неотъемлемый принцип нашего сообщества. Правила Картезианского Ордена определяют лишь несколько молитв или духовных упражнений помимо святой Литургии. Сверх этого каждый монах-картезианец волен по наставлению Святого Духа и с помощью Приора или Духовника избрать необходимые для себя средства достижения единственной цели всех членов Ордена.

Орден Картезианцев

Послушание
Самой большой преградой на пути в поисках Бога, безусловно, является собственная воля человека, его «я». Посредством послушания картезианцы пытаются принести свое «я» в жертву, избавиться от него. Полное самоотречение дает возможность со смирением и кротостью малого ребенка открыться действию Святого Духа, при этом оберегая душу монаха от суетного беспокойства о самом себе.

Вера
Жизнь картезианца проходит во мраке уединения при нетленном сиянии веры. Отказавшись от всего, что не связано с верой, картезианец способен совершенным образом постичь ее глубину и свет, наполняющие его сердце.

Орден Картезианцев

Радость
«Сколько пользы и Божественного ликования доставляют уединение и покой пустыни стремящимся к ним, — знают лишь испытавшие это на собственном опыте. Мужи сильные могут здесь исследовать себя, оставаясь в себе; настойчиво искать добродетели и пользоваться плодами благодати Небесной. Здесь взгляд становится настолько острым, что может разглядеть Жениха; взгляд, ясно и скоро обращающийся к Богу. Здесь пребывают в деятельном покое и отдыхают в покойной деятельности. Здесь Бог после тяжкой битвы награждает сильных своих заветной наградой: покоем, которого не знает мир, и радостью в Духе Святом» (Святой Бруно, основатель картезианского ордена).

Скрытое апостольство
Вместе с этим, картезианцы исполняют миссию, врученную им Церковью: подобно кровеносным венам, Орден распространяет жизненную силу по всему мистическому телу Христову. «Удаленные от всех, но в связи со всеми пребывающие, мы стоим от имени всех пред Богом Живым» (Правила).

Как стать картезианцем: стадии формации

Кандидаты
Кандидат на принятие в Орден должен быть неженатым верующим католиком добрых нравов и благочестивой жизни, физически и душевно здоровый, стремящийся к уединенной жизни отшельника и монашеским обетам. Кандидат должен быть готов исполнять все указания своих наставников и набольших, со смирением принимать обязанности, которые возложит на него приор обители. В Орден не принимаются люди моложе 20 и старше 45 лет. Будущему отцу-картезианцу (монаху-священнику) следует иметь образование, требующееся для священника, музыкальный слух и голос для пения григорианских хоралов и достаточное для этого владение латынью. Требования к братьям-картезианцам (монахи, не рукополагаемые в священный сан, работники Ордена) несколько мягче.

Но главнейшее условие для каждого кандидата — самозабвенная, жертвенная любовь к Богу.

Орден Картезианцев
Постулант и новициант перед капитулом монастыря

Первые шаги в Ордене и Постулат
Желающие познакомиться с жизнью картезианского монастыря могут несколько недель прожить в одной из обителей. Все это время его будет опекать Наставник новициантов.

Если итогом этого пребывания станет решение о принятии монашеского сана, кандидат, по решению Приора и Наставника новициантов, становится постулантом Ордена. Ему вручаются черные мантия постуланта, в которую должно облачаться на совместном богослужении и капитуле.

Срок постулата — от 3 месяцев до 1 года.

Если по истечении этого срока постулант подтверждает свое решение принять монашеский сан, его просьба передается Капитулу монастыря. Собрание общины тайным голосованием решает вопрос о принятии постуланта в Орден, однако Приор может отменить приговор Капитула и по своей воле отказать либо допустить постуланта к принятию новициата (послушничества).

Новициат
Два года длится новициат в картезианском монастыре. В это время новициант носит белую рясу с коротким капюшоном, а на совместном богослужении облачается поверх рясы в черный плащ. Хотя он еще не принес обеты, у него нет никакой собственности. Его единственное достояние — Господь наш Христос и любовь к Нему.По истечении первого года новициант должен определиться, какой путь в ордене он изберет — отца-картезианца или брата-картезианца.На втором году новициата начинается изучение теологии.

Принятие обетов
После окончания срока новициата картезианец на три года приносит обеты постоянства, послушания, бедности и целомудрия. На эти три года монах по-прежнему остается под руководством Наставника новициантов.

Спустя три года приносит обеты еще на два года. Только после истечения этого срока ему дозволяется принести окончательные обеты до конца своих дней. Правила гласят, что каждый приносящий окончательные обеты «должен основательно поразмыслить над тем, действительно ли он жаждет навечно принести себя в дар Богу».

Таким образом принятие окончательных обетов совершается только спустя семь лет. Во время двухгодичного новициата соискатель монашеского сана в любой момент может свободно покинуть Орден, но должно таковому помнить слова Спасителя: «Кто возложит руку на плуг и оборачивается обратно, ему не суждено Царство небесное».

Отцы и Братья

Две дороги
«Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога» (Правила). К этой цели картезианцы следуют двумя дорогами: путем затворников — монахов-отцов (священников), или же путем монахов-братьев — работников Ордена, не пребывающих в затворничестве. Картезианский орден уникальным образом сочетает традицию отешельничества с общинным монашеским укладом. По сути это община отшельников, живущих в суровом уединении и пребывающих в вечной молитве и размышлениях о Божественном.

Орден Картезианцев
Отец-картезианец в келье

Монахи-Отцы

Уединение священников
Все монахи-затворники — священники или готовятся стать ими. Они живут в своих соединенных крытой галереей отдельных Кельях, из которых они выходят только в определенное время для совместной литургии или редкого совместного времяпрепровождения. Преданность Келье имеет очень большое значение в жизни картезианцев. «Это святое место, где раб Божий часто разговаривает со своим Господином, где верующая душа связывается со Словом Божиим, где невеста находит общество Жениха, где объединяется небесное с земным, и Божественное с человеческим» (Правила).

Орден Картезианцев
Внешний вид кельи

Келья
Келья — это двухэтажный домик с прилегающим небольшим садиком. Обустройство садика оставляется на волю монаха. Кто-то устраивает здесь огород, кто-то — настоящий сад с цветами и деревьями, кто-то предпочитает видеть за окном дикий кустарник и заросли высокой травы.
На первом этаже находятся дровяной склад и мастерская с необходимым оборудованием и инструментами, ибо монахи-священники тоже занимаются физическим трудом, вид которого, при этом, выбирают они сами. На втором этаже находится передняя под названием «Аve Maria», маленькая ванная с туалетом и спальная комната (кубикулум), в которой монах проводит почти все свое время: здесь он молится, выполняет духовные упражнения, занимается, ест и спит.

Орден Картезианцев
Внутреннее устройство кельи

Питание и пост
Монах получает еду через маленькое отверстие в стене рядом с входной дверью Кельи. Если монаху требуется какая-либо книга или что-нибудь еще, он оставляет записку на полочке под этим окошком и через какое-то время здесь же находит требуемое. С братом, разносящим пищу и запрашиваемые вещи, монах не общается. Пищу разносят дважды в день. По отшельнической традиции монахи отказываются от мяса, но блюда из рыбы дозволены. В картезианский пост — с 14 сентября до Пасхи — вечерняя трапеза заменяется хлебом и напитком. По пятницам картезианцы постятся и питаются только хлебом и водой. Во время Адвента и Великого поста из рациона исключаются молоко и молочные продукты.

Орден Картезианцев
Брат-картезианец, разносящий пищу

Монахи-Братья

Уединение братьев
Монахи-братья ведут уединенную жизнь своего рода; они помогают монашескому сообществу в его нуждах. Это «благодаря их трудам могут отцы-затворники трудиться в тишине своих Келий» (Правила). Братья посвящают больше времени физической работе, чем отцы, однако не свыше семи часов в день. Их работы распределены таким образом, чтобы каждый, пока это возможно, мог работать в уединении. «Духовное сосредоточение при работе ведет братьев к созерцанию… Жизнь брата должна направлять его к воссоединению со Христом и помогать оставаться в любви Его. <...>Следует им печься о том, чтобы постоянно сохранять в сердце своем память о Боге, как в уединении кельи, так и в трудах своих» (Правила). Монахи-братья живут в отдельном корпусе монастыря, в двухкомнатных кельях.

Жизнь в молитве

Один день отца-картезианца
Серым выделены конвентуальные богослужения в Храме. Все остальные богослужения совершаются каждым отцом-картезианцем в одиночестве, в уединении Кельи.

23:30Подъем — МолитваНочные молитвы, совершаемые в одиночестве, особо ценимы картезианцами.
00:15 Утреня, Похвалы В Храме. Служба длится от двух до трех часов, в зависимости от богослужебных указаний на день.
 Похвалы Благословенной Деве Хвалы Господу и Деве Марии. Затем отход ко сну.
06:30 Подъем Время дано приблизительно. Подготовка к Часу первому.
07:00Час первый — Angelus Время после Angelus посвящается Молитве или Lectio Divina (к примеру, подготовка к чтениям Мессы).
08:00 Конвентуальная Месса В Храме.
 Благодарственный молебен — Lectio Divina Lectio Divina — медитативное чтение Библии. Также это время может быть использовано для молитвы.
10:00Час третий Рецитации Службы по часам совершаются с интервалом приблизительно в 2 часа.
 Учеба или физический труд До Часа третьего — никакой физической работы.
12:00Angelus — Час шестой Рецитация Службы Часа шестого.
 Трапеза — Отдых Время отдыха используется по усмотрению монаха — чтение, работа, уход за садом или просто наслаждение покоем.
14:00Час Девятый Рецитация Службы Часа девятого.
 Физический труд (1 час), Занятия Это время используется каждым в зависимости от указаний его набольшего — Приора или Наставника новициатов.
16:00Вечерня Благословенной Деве Хвалы Господу и Деве Марии.
16:15ВечерняВ Храме
 Вечерняя трапеза — Чтение — МолитваЧтение Библии, написание духовных сочинений или прочие соответствующие занятия. Вечерняя трапеза — это легкий ужин между Вечерней и Повечерием.
18:45Angelus — ПовечериеРецитация Повечерия, последняя Служба дня.
19:30Отход ко снуЖелательно ложиться до 20:00.

Богослужения
В ординарные дни картезианцы собираются в Храме трижды в день: ночью к Утрене и Похвалам, которые совокупно длятся около 3 часов, утром к общему богослужению и после обеда к Вечерне. Прима, Терция, Секста, Нона и Повечерие читаются в келье или за работой. Литургия служится на латыни в форме Григорианских хоралов. Закончив совместную молитву, монахи расходятся по кельям и продолжают в уединении молитвы, предписанные Литургией Часов. Таким образом монах, стремящийся быть в постоянной связи с Богом, всю свою жизнь претворяет в бесконечное непрерывное богослужение. На общую службу монахов созывает колокол. Колокол же оповещает обитателей Шартрезы о времени молитвы и богослужения в кельях, ибо помимо общих богослужений картезианцы практикуют древний чин Мессы Благословенной Деве, совершаемой обычно после Часа первого либо после Часа третьего каждым отцом-картезианцем в уединении собственной кельи, но с церемониалом, рассчитанным на участие полного хора.
«По звуку колокола все молятся одновременно, так что весь монастырь претворяется в единый акт восхваления славы Божьей». (Правила) Один раз в неделю отцы-Картезианцы отправляют Службу об Усопших, также совершаемую в Кельях.

Орден Картезианцев

Григорианский хорал: голос Великой Шартрезы
Григорианские хоралы в формате mp3. Хор отцов-монахов Великой Шартрезы.
Примечание: в разделе представлены сокращенные версии записей, предназначенные для некоммерческого использования. Право на коммерческое распространение полных версий принадлежит Chartreuse Diffusion, Magasin de la Correrie, адрес: 38380, Saint Pierre de Chartreuse, France.


Antifona: Nuptiae factae sunt (mp3, 353 КБ, длит. 0:01:00)
Иоанн 2:1-2. «Nuptiae factae sunt in Cana Galileae, et erat Mater Jesu ibi. Vocatus est aute Jesus et discipuli eius ad nuptias».

Antifona: Deficiente vino (mp3, 321 КБ, длит. 0:00:41)
Иоанн 2:3-4. «Deficiente vino, dicit mater Jesu ad eum: “Vinum non habent”. Et dicit ei Jesus: “Quid mihi et tibi est mulier? Nondum venit hora mea”».

Comunione: Dicit Dominus (mp3, 791 КБ, длит. 0:01:41)
Иоанн 2:7-11. «Dicit Dominus: “Implete hydrias acqua, et ferte architriclino”. Dum gustasset architriclinus acquam vinum factam, dicit sponso: “Servasti vinum bonum usque adhuc!” Hoc signum fecit Jesusprimum coram discipulis suis».

Antifona: Hoc fecit (mp3, 372 КБ, длит. 0:00:47)
Иоанн 2:11. «Hoc fecit initium signorum Jesus in Cana Galileae, et manifestavit gloriam suam, alleluias».

Lazarus (mp3, 701 КБ, длит. 0:01:29)
Иоанн 11:11. «Lazarus amicus noster dormit sed vado ut a somno exsuscitem eum».

Ego sum resurrectio (mp3, 438 КБ, длит. 0:00:56)
Иоанн 11:25-26. «Ego sum resurrectio et vita qui credit in me et si mortuus fuerit vivet et omnis qui vivit et credit in me non morietur in aeternum».

Videns Dominus (mp3, 575 КБ, длит. 0:01:13)
Иоанн 11:33.35.43-44. «Videns Dominus flentes sorores Lazari ad monumentum, lacrimatus est coram Iudaeis et exclamavit “Lazare veni foras”; et prodiit ligatis manibus et pedibus, qui fuerat quatriduanus mortuus».

Antifona: Collegerunt (mp3, 1,83 МБ, длит. 0:05:19)
Иоанн 11:47-50.53. «Collegerunt Pontifices et Pharisaei concilium, e dicebant: “Quid facimus, quia hic homo multa signa facit? Si dimittimus eum sic, omnes credent in eum”. — Ne forte veniant Romani, et tollant nostrum locum et gentem. — Unus autem ex ipsis, Caiphas nomine, cum esset Pontifex anni illius, prophetavit, dicens: “Expedit vobis ut unus moriatur homo pro populo, et non tota gens pereat”. — Ab illo ergo die cogitaverunt interficere eum, dicentes: “Ne forte veniant Romani, et tollant nostrum locum et gentem”».

Alleluia: Hic est discipulus (mp3, 992 КБ, длит. 0:02:07)
Иоанн 21:24. «Alleluia! Hic est discipulus ille qui testimonium perhibet de his: et scimus quia verum est testimonium eius».

Responsorio: Fulcite (mp3, 717 КБ, длит. 0:01:31)
Песнь песней 2:5,7,8. «Fulcite me floribus, stipate me malis, Quia amore langueo. — Adiuro vos, filiae Jerusalem, si inveneritis dilectum, ut annuntietis ei».

Comunione: Dominus (mp3, 506 КБ, длит. 0:01:04)
Псалом 17:3. «Dominus firmamentum meum, et refugium meum, et liberator meus: Deus meus, adiutor meus».

Antifona: Amen, Amen (mp3, 423 КБ, длит. 0:00:54)
Иоанн 10:1. «Amen amen dico vobis: qui non intrat per ostium in ovile ovium sed ascendit aliunde ille fur est et latro».

Responsorio: Audiam (mp3, 881 КБ, длит. 0:01:52)
Псалом 25:7; 118:121. «Audiam, Domine, vocem laudis tuae, et enarrem universa mirabilia tua. — Benedictus es, Domine, doce me iustificationes tuas».

Воскресенья и праздники
По воскресным и праздничным дням братское сосуществование картезианцев проявляется в полной мере. Конвентуальное богослужение совершается всеми священниками вместе. Чтения Третьго, Шестого и Девятого литургических часов также совместо поются в Храме. После шестого часа монахи отправляются на совместный обед, который происходит в тишине. Лишь один брат в это время громко читает духовные писания. После девятого часа происходит общее собрание — Капитул, а после него — совместный отдых до Вечерни.

Орден Картезианцев

Прогулки
Раз в неделю монахи-затворники совершают прогулку за пределами монастыря. Они гуляют парами. Это редкий момент, когда картезианцы могут пообщаться. Пары составляются таким образом, чтобы со временем все монахи поговорили друг с другом. У братьев такая прогулка бывает раз в месяц, но она необязательная. Кроме этих прогулок и каких-то необычных случаев, навроде визита к врачу, монахи никогда не покидают монастырь. Родные могут приезжать к ним один раз в год на два дня, или два раза в год по одному дню.

Орден Картезианцев
На прогулке в окрестностях обители

"Великая Тишина"
Документальный фильм немецкого режиссера Филиппа Грёнинга, рассказывающий о жизни монахов Великой Шартрезы (2005).

Ликер «Шартрёз»

Древний эликсир долголетия
С XVIII века монахи Ордена Картезианцев производят знаменитый на весь мир ликер «Шартрёз» (Chartreuse). Рецепт этого напитка в 1605 году был подарен монастырю Великая Шартреза маршалом Франции Франсуа д’Эстре. В древнем манускрипте было сказано, что это рецепт «Эликсира долголетия». Более ста лет рецепт не был воплощен по причине чрезвычайной сложности. Но вот в 1737 году аптекарь Великой Шартрезы Жером Мобек смог наконец, пользуясь рецептом, изготовить т.н. «Растительный эликсир Гранд-Шартрёз» (Elixir Vegetal de la Grande Chartreuse), который по сей день производится в главной обители Картезианского ордена.

В 1764 году монахи-картезианцы изобрели новый «Ликер здоровья», позже ставший известным под названием «Зеленый Шартрёз».

В период Французской революции и Империи Орден был запрещен, и старинные рецепты попали в руки государства, которое, впрочем, сочло их бесполезными и выпуск ликеров «Шартрёз» прекратило.

Только в 1816 году монахи вновь открытой Великой Шартрезы смогли восстановить старинные рецепты и возродить производство ликеров.

В 1838 году на свет появился рецепт «Желтого Шартрёза», более мягкого по сравнению со своими старшими братьями, напитка, быстро завоевавшего народную любовь.

Орден Картезианцев
Один из хранителей тайны «Шартрёза»

Современное производство
В наши дни ликеры «Шартрёз» производятся винокуренным заводом в Вуароне, недалеко от Великой Шартрезы. Основу напитков представляет смесь трав, собираемых двумя монахами Великой Шартрезы.

Рецепты ликеров хранятся в строжайшей тайне. Известно лишь, что в их состав входят 130 наименований трав, винный спирт, а необходимым условием приготовления является выдержка в дубовых бочках.

«Шартрёз» представлен тремя основными разновидностями:

Святой Франциск Ассизский

Рейтинг Francis.ru
Hosted by uCoz