Орден картезианцев
Прошлое и настоящееКартезианская духовностьКак стать картезианцем: стадии формацииОтцы и БратьяМонахи-ОтцыМонахи-БратьяЖизнь в молитве
Ликер «Шартрёз» |
Святой Бруно Кельнский Примерно в возрасте двадцати пяти лет Бруно получил докторскую степень, был рукоположен в священники, стал каноником Кафедрального Собора, а через год — ректором университета. Исполняя свой пастырский долг и долг ученого, Бруно был искренним сторонником Клюнийской церковной реформы, выразителем идей которой стал Папа св. Григорий VII. Основные пункты этой реформы были направлены на искоренение пороков, угнездившихся к тому времени в монастырях, а именно — утверждение сурового монашеского Правила, в основу которого ложились аскеза и послушание, запрет симонии, введение обязательного целибата для священников, провозглашение независимости монастырей в частности и всей Церкви в целом от каких бы то ни было светских властителей.В борьбе за реализацию этой реформы святой Бруно даже добился смещения архиепископа реймсского, противившегося идеям клюнийцев. Случилось это так. В 1075 Бруно был назначен канцлером Реймсского диоцеза, во главе которого стоял друг Бруно епископ Жерве. Однако вскоре на смену набожному Жерве пришел жестокий и надменный аристократ Манасия Гурней. Бруно не нашел общего языка с этим явно случайным на епископской кафедре человеком. Считая его образ правления неприемлемым, Бруно инициировал собор в Отоне (Autun), который объявил Гурнея низложенным. Епископ ответил жестокими преследованиями, и Бруно был вынужден покинуть пределы Реймса. Но в 1080 году, устрашенный разразившимся бунтом горожан, Манасия бежал к императору Генриху IV, ярому противнику Папы Григория VII, и будущий святой смог вернуться в родной город. Между тем Бруно все больше и больше тяготился жизнью в миру. Его душа склонялась к уединенной жизни, целиком посвященной одному лишь Богу. Епископская кафедра Реймса была предложена Бруно, однако он отказался и с двумя спутниками — Раулем и Фульцием, тоже канониками — покинул Реймс, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Сначала они обратили свои стопы к обители Саше-Фонтен подле Молезма. Наместником здесь был будущий святой Робер. Позже, в 1098 году, в этом монастыре зародился Орден цистерцианцев. Но, пробыв короткое время в обители, Бруно понял, что не к этому призывает его Господь. В 1084 он с шестью спутниками Ландином, Стефаном из Бурга и Стефаном из Дие, каноником св. Руфуса, с Гуго Капеланом и двумя мирянами Андре и Гвереном направляется к епископу Гренобля — будущему святому Гуго Шатонефскому. Епископ радушно принимает странников и, узнав об их намерении посвятить свои жизни отшельничеству и служению Богу, отдает им землю подле местечка Шартреза. Именно здесь Бруно со спутниками основывает монастырь, получивший название Великая Шартреза. Спустя шесть лет уединенной жизни, посвященной молитве и медитации, Бруно был приглашен в Рим своим бывшим учеником папой Урбаном II, предложившим ему пост своего личного советника. Но Бруно выдержал лишь год жизни в Риме и в 1091 году, получив папское благословение, удалился на юг Италии, в Калабрию, где основал новый монастырь.Здесь 6 октября 1101 года он и закончил свой земной путь. Один из товарищей св. Бруно по калабрийской обители вспоминал:«Есть много поводов для похвалы Бруно, но превыше всего вот что: он был человеком в высшей степени уравновешенным и умеренным, это отличало его от всех. Его лицо всегда выражало радость, а язык его был крайне сдержан. Он вел за собой с властностью отца и нежностью матери. Нет такого человека, кто мог бы упрекнуть его в гордости, напротив — он был кроток, как агнец». Бруно Кельнский причтен к лику святых Папой Григорием XV в 1623 г. День памяти св. Бруно — 6 октября. Хроника Картезианского ордена 1090 — Папа римский Урбан II призывает св. Бруно в Рим на должность личного советника. Около года спустя св. Бруно испрашивает и получает папское благословение удалиться из Рима для жизни в уединении и основывает второй монастырь — в Калабрии 1101 — кончина св. Бруно. 1122—1127 — Гвиго, пятый приор монастыря в Шартрезе создает Правила 1132 — первый монастырь — Великая Шартреза — разрушен при сходе снежной лавины. Гвиго восстанавливает обитель на прежнем месте. 1141 — впервые созывается Генеральный капитул — высший орган власти в Картезианском ордене. Во времена Французской революции 1789—1794 Орден запрещен новыми правителями Франции. Мученическую кончину от рук заблудших безбожников принял 51 картезианец. Но в 1816 период гонений милостью Божьей закончился, и в Великой Шартрезе вновь поселились отцы и братья картезианцы.
Орден сегодня Структура Ордена Между Генеральными Капитулами Орден возглавляет Генеральный Министр Ордена — Приор Великой Шартрезы с титулованием «Преподобный Отец», которому помогает Совет. В настоящее время Приором Великой Шартрезы является 72-й преемник Св. Бруно — Преподобный Отец Дом Марселин Последний важный элемент в картезианской системе управления — институт Визитаторов. Раз в два года каждую обитель посещают с инспекцией два Отца-Визитатора, обычно — приоры других обителей. Приоры монастырей избираются Капитулами насельников самих монастырей. Сестры-картезианки управляются отдельным Генеральным капитулом, в котором участвует Генеральный Министр Ордена и Отцы-Визитаторы, инспектирующие Церковные учреждения Ордена. Девиз Ордена — Stat crux dum volvitur orbis Герб Ордена шар, увенчанный крестом, над которым расположены семь звезд, символизирующие св. Бруно и шестерых его спутников. Предание гласит, что незадолго до их прихода в окрестности Гренобля местный епископ св. Гуго увидел во сне семь звезд. Шар в гербе символизирует мироздание. Официальный сайт Ордена — www.chartreux.org |
Выйди и стань на горе пред лицем Господним, 3 Цар., 19:11-12 |
Община отшельников Отцы, стоявшие при основании Ордена, по милости Божьей, сподобились объединить отшельническую жизнь с ежедневной совместной литургией, уединение с духом братства, найти равновесие между затворничеством и общинностью. Основу картезианской духовности составляют полный уход от мира, созерцательная жизнь в великом, почти вечном безмолвии, уединение, суровый асктизм и постоянное молитвенное служение. Цель Уединение Молитва
Свобода Послушание Вера Радость Скрытое апостольство
|
Постулант и новициант перед капитулом монастыря |
Первые шаги в Ордене и Постулат
Желающие познакомиться с жизнью картезианского монастыря могут несколько недель прожить в одной из обителей. Все это время его будет опекать Наставник новициантов.
Если итогом этого пребывания станет решение о принятии монашеского сана, кандидат, по решению Приора и Наставника новициантов, становится постулантом Ордена. Ему вручаются черные мантия постуланта, в которую должно облачаться на совместном богослужении и капитуле.
Срок постулата — от 3 месяцев до 1 года.
Если по истечении этого срока постулант подтверждает свое решение принять монашеский сан, его просьба передается Капитулу монастыря. Собрание общины тайным голосованием решает вопрос о принятии постуланта в Орден, однако Приор может отменить приговор Капитула и по своей воле отказать либо допустить постуланта к принятию новициата
Новициат
Два года длится новициат в картезианском монастыре. В это время новициант носит белую рясу с коротким капюшоном, а на совместном богослужении облачается поверх рясы в черный плащ. Хотя он еще не принес обеты, у него нет никакой собственности. Его единственное достояние — Господь наш Христос и любовь к Нему.По истечении первого года новициант должен определиться, какой путь в ордене он изберет — отца-картезианца или брата-картезианца.На втором году новициата начинается изучение теологии.
Принятие обетов
После окончания срока новициата картезианец на три года приносит обеты постоянства, послушания, бедности и целомудрия. На эти три года монах по-прежнему остается под руководством Наставника новициантов.
Спустя три года приносит обеты еще на два года. Только после истечения этого срока ему дозволяется принести окончательные обеты до конца своих дней. Правила гласят, что каждый приносящий окончательные обеты
Таким образом принятие окончательных обетов совершается только спустя семь лет. Во время двухгодичного новициата соискатель монашеского сана в любой момент может свободно покинуть Орден, но должно таковому помнить слова Спасителя:
Две дороги
«Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога»
Отец-картезианец в келье |
Уединение священников
Все монахи-затворники — священники или готовятся стать ими. Они живут в своих соединенных крытой галереей отдельных Кельях, из которых они выходят только в определенное время для совместной литургии или редкого совместного времяпрепровождения. Преданность Келье имеет очень большое значение в жизни картезианцев. «Это святое место, где раб Божий часто разговаривает со своим Господином, где верующая душа связывается со Словом Божиим, где невеста находит общество Жениха, где объединяется небесное с земным, и Божественное с человеческим»
Внешний вид кельи |
Келья
Келья — это двухэтажный домик с прилегающим небольшим садиком. Обустройство садика оставляется на волю монаха. Кто-то устраивает здесь огород, кто-то — настоящий сад с цветами и деревьями, кто-то предпочитает видеть за окном дикий кустарник и заросли высокой травы.
На первом этаже находятся дровяной склад и мастерская с необходимым оборудованием и инструментами, ибо монахи-священники тоже занимаются физическим трудом, вид которого, при этом, выбирают они сами. На втором этаже находится передняя под названием «Аve Maria», маленькая ванная с туалетом и спальная комната
Внутреннее устройство кельи |
Питание и пост
Монах получает еду через маленькое отверстие в стене рядом с входной дверью Кельи. Если монаху требуется какая-либо книга или что-нибудь еще, он оставляет записку на полочке под этим окошком и через какое-то время здесь же находит требуемое. С братом, разносящим пищу и запрашиваемые вещи, монах не общается. Пищу разносят дважды в день. По отшельнической традиции монахи отказываются от мяса, но блюда из рыбы дозволены. В картезианский пост — с 14 сентября до Пасхи — вечерняя трапеза заменяется хлебом и напитком. По пятницам картезианцы постятся и питаются только хлебом и водой. Во время Адвента и Великого поста из рациона исключаются молоко и молочные продукты.
Брат-картезианец, разносящий пищу |
Уединение братьев
Монахи-братья ведут уединенную жизнь своего рода; они помогают монашескому сообществу в его нуждах. Это
Один день отца-картезианца
Серым выделены конвентуальные богослужения в Храме. Все остальные богослужения совершаются каждым отцом-картезианцем в одиночестве, в уединении Кельи.
23:30 | Подъем — Молитва | Ночные молитвы, совершаемые в одиночестве, особо ценимы картезианцами. |
00:15 | Утреня, Похвалы | В Храме. Служба длится от двух до трех часов, в зависимости от богослужебных указаний на день. |
Похвалы Благословенной Деве | Хвалы Господу и Деве Марии. Затем отход ко сну. | |
06:30 | Подъем | Время дано приблизительно. Подготовка к Часу первому. |
07:00 | Час первый — Angelus | Время после Angelus посвящается Молитве или Lectio Divina (к примеру, подготовка к чтениям Мессы). |
08:00 | Конвентуальная Месса | В Храме. |
Благодарственный молебен — Lectio Divina | Lectio Divina — медитативное чтение Библии. Также это время может быть использовано для молитвы. | |
10:00 | Час третий | Рецитации Службы по часам совершаются с интервалом приблизительно в 2 часа. |
Учеба или физический труд | До Часа третьего — никакой физической работы. | |
12:00 | Angelus — Час шестой | Рецитация Службы Часа шестого. |
Трапеза — Отдых | Время отдыха используется по усмотрению монаха — чтение, работа, уход за садом или просто наслаждение покоем. | |
14:00 | Час Девятый | Рецитация Службы Часа девятого. |
Физический труд (1 час), Занятия | Это время используется каждым в зависимости от указаний его набольшего — Приора или Наставника новициатов. | |
16:00 | Вечерня Благословенной Деве | Хвалы Господу и Деве Марии. |
16:15 | Вечерня | В Храме |
Вечерняя трапеза — Чтение — Молитва | Чтение Библии, написание духовных сочинений или прочие соответствующие занятия. Вечерняя трапеза — это легкий ужин между Вечерней и Повечерием. | |
18:45 | Angelus — Повечерие | Рецитация Повечерия, последняя Служба дня. |
19:30 | Отход ко сну | Желательно ложиться до 20:00. |
Богослужения
В ординарные дни картезианцы собираются в Храме трижды в день: ночью к Утрене и Похвалам, которые совокупно длятся около 3 часов, утром к общему богослужению и после обеда к Вечерне. Прима, Терция, Секста, Нона и Повечерие читаются в келье или за работой. Литургия служится на латыни в форме Григорианских хоралов. Закончив совместную молитву, монахи расходятся по кельям и продолжают в уединении молитвы, предписанные Литургией Часов. Таким образом монах, стремящийся быть в постоянной связи с Богом, всю свою жизнь претворяет в бесконечное непрерывное богослужение. На общую службу монахов созывает колокол. Колокол же оповещает обитателей Шартрезы о времени молитвы и богослужения в кельях, ибо помимо общих богослужений картезианцы практикуют древний чин Мессы Благословенной Деве, совершаемой обычно после Часа первого либо после Часа третьего каждым отцом-картезианцем в уединении собственной кельи, но с церемониалом, рассчитанным на участие полного хора.
«По звуку колокола все молятся одновременно, так что весь монастырь претворяется в единый акт восхваления славы Божьей».
Григорианский хорал: голос Великой Шартрезы
Григорианские хоралы в формате mp3. Хор отцов-монахов Великой Шартрезы.
Примечание: в разделе представлены сокращенные версии записей, предназначенные для некоммерческого использования. Право на коммерческое распространение полных версий принадлежит Chartreuse Diffusion, Magasin de la Correrie, адрес: 38380, Saint Pierre de Chartreuse, France.
Antifona: Nuptiae factae sunt (mp3, 353 КБ, длит. 0:01:00) Иоанн 2:1-2. «Nuptiae factae sunt in Cana Galileae, et erat Mater Jesu ibi. Vocatus est aute Jesus et discipuli eius ad nuptias». Antifona: Deficiente vino (mp3, 321 КБ, длит. 0:00:41) Comunione: Dicit Dominus (mp3, 791 КБ, длит. 0:01:41) Antifona: Hoc fecit (mp3, 372 КБ, длит. 0:00:47) Lazarus (mp3, 701 КБ, длит. 0:01:29) Ego sum resurrectio (mp3, 438 КБ, длит. 0:00:56) Videns Dominus (mp3, 575 КБ, длит. 0:01:13) Antifona: Collegerunt (mp3, 1,83 МБ, длит. 0:05:19) Alleluia: Hic est discipulus (mp3, 992 КБ, длит. 0:02:07) Responsorio: Fulcite (mp3, 717 КБ, длит. 0:01:31) Comunione: Dominus (mp3, 506 КБ, длит. 0:01:04) Antifona: Amen, Amen (mp3, 423 КБ, длит. 0:00:54) Responsorio: Audiam (mp3, 881 КБ, длит. 0:01:52) |
Воскресенья и праздники
По воскресным и праздничным дням братское сосуществование картезианцев проявляется в полной мере. Конвентуальное богослужение совершается всеми священниками вместе. Чтения Третьго, Шестого и Девятого литургических часов также совместо поются в Храме. После шестого часа монахи отправляются на совместный обед, который происходит в тишине. Лишь один брат в это время громко читает духовные писания. После девятого часа происходит общее собрание — Капитул, а после него — совместный отдых до Вечерни.
Прогулки
Раз в неделю монахи-затворники совершают прогулку за пределами монастыря. Они гуляют парами. Это редкий момент, когда картезианцы могут пообщаться. Пары составляются таким образом, чтобы со временем все монахи поговорили друг с другом. У братьев такая прогулка бывает раз в месяц, но она необязательная. Кроме этих прогулок и каких-то необычных случаев, навроде визита к врачу, монахи никогда не покидают монастырь. Родные могут приезжать к ним один раз в год на два дня, или два раза в год по одному дню.
На прогулке в окрестностях обители |
"Великая Тишина"
Документальный фильм немецкого режиссера Филиппа Грёнинга, рассказывающий о жизни монахов Великой Шартрезы (2005).
Древний эликсир долголетия
С XVIII века монахи Ордена Картезианцев производят знаменитый на весь мир ликер
В 1764 году монахи-картезианцы изобрели новый «Ликер здоровья», позже ставший известным под названием
В период Французской революции и Империи Орден был запрещен, и старинные рецепты попали в руки государства, которое, впрочем, сочло их бесполезными и выпуск ликеров
Только в 1816 году монахи вновь открытой Великой Шартрезы смогли восстановить старинные рецепты и возродить производство ликеров.
В 1838 году на свет появился рецепт
Один из хранителей тайны «Шартрёза» |
Современное производство
В наши дни ликеры «Шартрёз» производятся винокуренным заводом в Вуароне, недалеко от Великой Шартрезы. Основу напитков представляет смесь трав, собираемых двумя монахами Великой Шартрезы.
Рецепты ликеров хранятся в строжайшей тайне. Известно лишь, что в их состав входят 130 наименований трав, винный спирт, а необходимым условием приготовления является выдержка в дубовых бочках.
«Шартрёз» представлен тремя основными разновидностями:
Иллюстрации публикуются с любезного
разрешения руководства Ордена Картезианцев,
выраженного Интендантом OCart г-ном Люком Луазелем
(Luc Loisel, Intendant about the Carthusian monks). Фотографии предоставлены исключительно
для иллюстрирования сайта www.carthusian.narod.ru